Փաստեր
Կայքի մենյու
Բաժիններ
Istoria [6]
Photo [0]
Video [0]
Քվեարկություն
Оцените мой сайт
Всего ответов: 6391
Վիճակագրություն

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Արխիվ գրառումները
Главная » Статьи » Armenia » Istoria

История Армении
История Армении
 
 
 
 
Герб Армении
 
 
Эпоха до Р.Х. Образование армянского народа и создание государства
 
Армянский народ- один из древнейших современных народов. Он пришёл в мир из такой глубины веков, когда не только не существовали современные нам европейские народы, но и едва зарождались народы античной древности - римляне и эллины.

Названия страны Arminia и народа Armina встречаются впервые в клинописях персидского царя Дария I , правившего в 522-486 гг. ; до н..э. Армины этих надписей, называемые у Геродота а р м е н а м и, были, как полагает одна из гипотез современной науки, индоевропейским народом, переселившимся на свою новую родину из Европы черед Малую Азию. Примерно в XII веке до Р. Х. индоевропейские предки современных армян, вместе с родственными им фрако-фригийскими племенами, переселились из Фракии в Малую Азию и около шестисот лет жили здесь рядом с хеттскими народами. 3атем они двинулись на восток и утвердились в западных и юго-западных областях Армянского нагорья.

Другая гипотеза относит возникновение праармянских племенных союзов на территории Армянского нагорья к IV -III тысячелетиям - до Рождества Христова, а прародиной индоевропейских народов называет Малую Азию, Армянское нагорье и западную часть Иранского Нагорья. Пришельцами, по этой гипотезе, были в VII веке до Р. Х. фрако-фригийские племена, которые под давлением «народов моря», форсируя Евфрат, заселили юго-западную часть Армянского нагорья и жили здесь рядом с праармянскими и другими племенами. Армены, названные аримами в «Илиаде» Гомера, ко времени возникновения этой героической поэмы (IX -VIII века до Р. Х.) заселяли даже область, пограничную с Киликийским Тавром.

Само название армян - хай (hay) , по предположениям, произошло от названия народа - хайасы. Страна Хайаса и народ хайасы упоминаются на глиняной хеттской таблице, относящейся ко второму тысячелетию до нашей эры, она была найдена при раскопках столицы хеттского государства - Хаттушаш. Территорию древней Армении ассирийцы во втором тысячелетии до нашей эры называли «страной Наири» (страной рек), 60 разноплеменных мелких царств и сотни городов входили в эту легендарную страну В первом тысячелетии до Р.Х. ассирийские клинописи уже говорят об урартах, потому что в начале IX в., после объединения племён «страны Наири», образовалось могущественное царство Урарту со столицей Тушпа (Ван).

В течение IX -VI веков до Р. Х. народами Урартского царства была создана своеобразная и сравнительно высокая древняя цивилизация, определившая культурное будущее древней Армении. О высотах этой цивилизации свидетельствует не только существование письменности, заимствованной из вавилоно-ассирийской клинописи, но и развитие земледелия, скотоводства и металлургии, а также высокая техника строительства крепостей-городов. Одна из них, Эребуни, основанная в 782 году до Р. Х. одним из первых урартских царей Аргишти, находится на территории современного Еревана, имя которого восходит к этому древнему названию. Другая - Тейше-баини, также находится на территории Еревана (холм Кармир-Блур), она была основана Руса II (685-645) - последним царём Урарту. Агония Урартского царства, начавшаяся в результате войн с Асси-рией, пришлась на 590-580 гг. до Р. Х., вскоре Урарту навсегда покидает арену истории.

После Урарту эстафету истории на этой земле приняло древнее Армянское царство. Еруанд, Тигран Ервандуни - имена первых армянских царей, это уже были представители индоевропейских арменов. Последние, смешавшись с аборигенами-хайами и урартами, образовали с течением веков народ древней Армении. Известно также, что при первых Ахеменидах, персидских царях Кире (550-529) и Камбизе (529-522), армяне, объединённые под властью царя, были в союзных и вассальных отношениях с могущественным персидским государством, сменившим царство мидян. Позднее, после неудачного восстания против Дария Гистапа, армянское царство, как и другие вассальные царства Персии, вынуждено было довольствоваться статусом сатрапии.

Господство древних персов в Армении длилось более двух столетий (550-330 гг. до Р. Х.) О жизни древней Армении в эпоху Ахеменидов имеются некоторые сведения у Ксенофонта (V в. до. Р. Х.), который в своём «Анабасисе» описал в качестве очевидца отступление десяти тысяч греков через Армению к Чёрному морю в 401-400 годах до Р. Х. Главными занятиями армян, как следует из его свидетельства, являлись земледелие, скотоводство и садоводство. Отступавшие через Армению греки находили повсюду в деревнях Армении обильные запасы сельскохозяйственных продуктов: пшеницу и ячмень, стручковые плоды, изюм, ароматные вина, свиное сало и разные масла - кунжутное, миндальное и фисташковое. Упоминается также ячменный напиток, похожий на пиво, который тянули из кувшина через тростинку. Из домашних животных упоминаются в «Анабасисе» козы, овцы, быки, коровы, свиньи, куры и лошади.

Страбон (I в. Р. Х.) сообщает, что «Армения имела прекрасные пастбища для лошадей, в чём она не уступала Мидии, так что несайские лошади, которые служили персидским царям, выводились и здесь, а армянский сатрап посылал персу ежегодно по две тысячи жеребят для празднества Митры».

По Геродоту (V в. до Р. Х.) вооружение армянских воинов той эпохи состояло из небольших щитов и коротких копий, они имели также дротики и мечи, носили плетёные шлемы, на ногах - высокие башмаки Завоевание Персии Александром Македонским в 330 году до Р. Х. и образование на Востоке эллинистической монархии Селевкидов определило новую эпоху в политическом и хозяйственном развитии древней Армении. К началу этой эпохи территорию, населённую армянами, составляли три отдельные области: Большая, или Великая, Армения, центром которой стала Араратская равнина, Софена - лежавшая между Евфратом и верхним течением Тигра, и Малая Армения- между Евфратом и верхним течением Ликоса. Ни одна из этих областей не была прочно завоёвана ни при Александре Македонском, ни при его преемниках. После возникновения Селевкидского царства эти три области также сохранили свою внутреннюю самостоятельность и управлялись местными династами, которых древние источники часто называют «царями» (базилевсами). Династы Армении платили Селевкидам лишь дань и в военное время поставляли войско.

Селевкидское царство в 189 году до Р. Х. было завоёвано римлянами, Большая Армения освободилась от селевкидского господства. Местный династ Арташес объявил себя независимым царём Великой Армении Арташесом I , присоединив к ней области Малой Армении и все земли вокруг, где говорили на армянском языке. Присоединение же Софены к Великой Армении затянулось примерно на 70 лет, до времени Тиграна II Важнейшим историческим событием начала царствования династии Арташесидов было завершение формирования армянского языка и окончательное этническое оформление армянского народа. Страбон свидетельствует, что в этот период весь народ, населявший Армянское нагорье, говорил на одном языке - армянском.

Эллинистический мир и эпоха эллинизма служили могучему культурно-экономическому прогрессу Востока и привели к заметному перелому в жизни Армении. Чеканка в армянских царствах собственной монеты с греческими надписями - показатель усиления торгового обмена и денежного обращения в Армении и всей Передней Азии. Именно в эту эпоху были основаны первые города древней Армении, в их числе столица Великой Армении - Арташат (Art ахiasata , с греческого «радость Артаксия»). Расположившись на магистральном пути к портам Чёрного моря, он стал не только политическим, но и важнейшим торговым центром древней Армении. Время его основания совпало со временем установления сухопутных торговых отношений с Индией и Центральной Азией и транзитных - с Китаем. Плутарх называет Арташат «Карфагеном Армении» и пишет о славе, которой пользовался в римском обществе этот крупный и красивый город.

Греко-персидские войны, великие смуты эпохи диадохов редко нарушали мирное развитие армянских областей, оставляя их в стороне от этих мировых событий. Армения копила запас сил - быстро росло её население, богатство страны в этот период отмечалось в греческих и римских хрониках. Наступил I век до Р. Х. - золотой век Великой Армении, время правления Тиграна Великого (95-55 гг.), внука Арташеса I . Столицей государства стал Тигранакерт, расположенный на месте нынешнего Фаркина, ему предназначалось стать "одним из центров эллинистической науки, искусства и литературы. В нём жил выдающийся ритор той эпохи Амфикрат, изгнанный из 14фин. Плутарх описывает театр и приглашённую в Тигранакерт греческую труппу. Философ Метродор из Скепсиса, названный Плинием «ненавистником римлян», был ближайшим советником Тиграна. Эллинизм и греческий язык проникли в аристократию той эпохи настолько, что сын Тиграна и его преемник - Артавазд писал, по свидетельству Плутарха, речи и трагедии на греческом языке. Развивались торговля, ремёсла и промышленность, массового рабства не существовало, землю обрабатывали крестьянские общины.

Обширная империя Тиграна не была, конечно, целостным государством, это была пёстрая смесь племён и народов, стоявших на различных ступенях общественного и культурного развития. Империя охватывала большую часть Передней Азии, она распространилась от Каспийского до Средиземного морей, от Месопотамии до реки Куры, вассалами были сопредельные государства и народы - Иберия и Цибания на севере, Парфия и арабские племена - на востоке и юге. В этих границах Великая Армения продержалась, однако, недолго. После поражения союзника Тиграна - Митридата Понтийского, она оказалась в одиночестве между могущественным Римом и усилившейся Парфией, напиравшими с Запада и с Востока. В 69-66 годах до Р. Х. империя распалась. Под властью Тиграна осталась лишь Великая Армения, которая была объявлена «другом и союзником римского народа».

I-IV века Р.Х. Принятие Арменией христианства. Раздел государства между Римом и Персией.

Вступление Армении в новую эру, о приходе которой, впрочем, наши далёкие предки даже не подозревали, совпало с концом династии Арташесидов, правивших ею почти два столетия. Перешла в новую эру и созданная Арташесидами армянская государственность, которой в последующие два тысячелетия предстояли тяжелейшие испытания. История первых четырёх веков новой эры для Армении - это история постепенной утраты самостоятельности и раздела Армянского царства между двумя могущественными соседями - Римской империей и царством персов, сменившим в III веке государство парфян. Этому способствовала и внутренняя борьба в самой Армении, где соперничали два начала, влиявшие на армянскую культуру: более новое - эллинизм и традиционное - иранизм. Таким образом, перед Арменией стояла дилемма - либо слиться с Римской империей, поддаться романизации и потерять самостоятельность, как Галлия на Западе, либо открыто войти в состав Восточного мира и разделить его исторические судьбы.

До середины первого столетия на армянском престоле сменился целый ряд правителей, угодных Риму и поддерживавших с ним вассальные отношения. Во второй половине столетия римское влияние в Армении начинает уступать парфянскому - на армянский престол взошёл Трдат - основоположник новой, Аршакидской династии. В ответ на это Нерон послал на Восток свои легионы.

Несколько лет войны не принесли римлянам успехов и они вынуждены были принять символическое выражение покорности со стороны Армении: Трдат согласился лично прибыть в Рим, чтобы из рук Нерона принять знаки царского достоинства. Это была победа древней армянской дипломатии.

О поездке Трдата в Рим рассказывают многие античные историки - Тацит, Светоний, Плиний. Ехал Трдат в сопровождении тысячи знатных армян и парфян, все расходы по этой поездке Римом были приняты на свой счёт, в Риме Нерон устраивал в честь Трдата пиры, сам играл перед гостем на кифаре и выезжал на арену в колеснице, что, впрочем, армянский царь не очень одобрил, найдя всё это не царственным занятием. В заключение празднеств Нерон торжественно венчал Трдата на царствование, но никаких определённых обязательств армянский царь перед Римом не принял. Более того, он привёз с собою из Рима художников, мастеров и рабочих, а также деньги для восстановления разрушенных римлянами городов. Борьба между Римом и Парфией продолжалась весь второй век, Армения окончательно утвердилась в тесных пределах собственно армянских областей и отказалась от притязаний на наследие Тиграна Великого. В эту же эпоху столица Армении была перенесена из Арташата в Нор-Кахак (Новый Город), позднее переименованный в Вагаршапат. Вся история этого города связана с армянской церковью. 301 год - важная дата в национальной истории, Армения приняла христианство одной из первых в древнем мире, тогда же христианство стало её государственной религией. Престол Католикоса всех армян в 1441 году обосновался в столице - Вагаршапате, в монастыре Эчмиадзин (перевод этого слова означает место, куда «сошёл первородный»).

Вагаршапат c 1945 года переименован в Эчмиадзин.
Начиная с первой римско-персидской войны и в длинном ряду последующих столкновений, являющихся в сущности одной, почти непрерывной войной в течение столетий, Армения всегда была на стороне Рима. Однако союз этот оказался гибельным для Армении после того, как последняя война римлян с персами завершилась позорным для Рима миром. Империя уступила персам пять провинций и предоставила для разгрома верного союзника - Армению. Римляне и персы вскоре пришли к убеждению, что им незачем сохранять независимость Армении и решили разделить армянские земли между собою. Так в 428 году прекратило своё существование древнеармянское государство.

V-XI века. Византийская и Персидская Армения. Достижение царской власти династией Багратидов. В течение V-VI веков Армения оставалась разделённой между Восточно-Римской империей (Византией) и Персией. По разному сложились судьбы армянских земель - в византийской части была введена имперская администрация, в персидской, по словам историка Егише, - «царство перешло к нахарарам» (князьям), которые подчинялись правителю, назначаемому персидским царём. В этот тяжёлый период армяне сохранили себя и свою культуру благодаря мужеству и стойкости народа. Громадным подспорьем этому послужило великое изобретение начала V века - создание армянским учёным Месропом Маштоцем национальной письменности.

Феодальный строй проник в обе части раздробленной Армении, постепенно она распалась на множество княжеств, к концу VII века их насчитывалось уже около пятидесяти. Наиболее влиятельными из них были княжества Мамиконидов, Багратидов, Арцрунидов.

По разному складывались и вассальные отношения в византийской и персидской частях Армении. Западная Армения подчинилась власти единоверного императора и поддалась новой волне эллинизации, на Востоке росло недовольство персидским владычеством. В V-VI веках вспыхнул ряд восстаний народа. Это был протест против попыток искоренить в стране христианство и ассимилировать армянский народ. Наиболее значительное сражение произошло 26 мая 451 года на Аварайрской равнине, возглавил его полководец Вардан Мамиконян, которому удалось собрать 66 тысяч воинов. В этом сражении, по словам историка и очевидца Егише, «цветущие поля были залиты кровью» и «сердце человека разрывалось при виде груд убитых». Девизом сражения стали вещие слова - «Смерть осознанная - это бессмертие». Позднее Вардан и все павшие с ним в бою были причислены армянской церковью к лику святых. Знаменитая Аварайрская битва была проиграна, однако, встретив упорное сопротивление, персы вынуждены были отказаться от посягательств на религию и самобытность армянского народа.

С середины VI века начинается постепенное расширение византийской Армении за счёт персидской. К началу VII века восточная граница византийской Армении доходила до озера Ван. Персия слабела и в 30-ых годах VII века была сокрушена арабами. По миру началось шествие новой религии - ислама. Образование Арабского Халифата - могущественного военно-феодального государства, стало на долгое время исторической реальностью, с которой вынуждены были считаться и мириться многие страны и народы древнего мира.

Опустошительные набеги арабов в 640, 642-643 и 650 годах, сопровождавшиеся грабежами, разорением и уводом жителей в плен, вынудили бывшую персидскую Армению признать власть Арабского Халифата, но на определённых условиях автономии и сохранения феодальных княжеств. В 652 году полководец и дипломат Теодорос Рштуни заключает выгодный для Армении договор. Армения становится провинцией Арабского Халифата, в страну был назначен наместник, которого армянские историки называют «востикан» Конец VII и начало VIII веков наполнены восстаниями народа против власти Халифата, особую активность проявлял княжеский дом Багратидов, который в конце концов достиг своей цели в 744 году, когда Багратиды получили титул правителей Армении. В 859 году князь дома Багратидов Ашот получил в свои руки управление Арменией с титулом «ишхан-ин-ишхан» (князь князей). Употребив все силы для умиротворения страны, Ашот, человек способный и прозорливый, создал армию, укрепил власть, после чего Халифат уже не решился отказать ему в титуле царя. Но это произошло спустя четверть века фактического правления; в 885 году Ашот принял титул царя. Его признал также византийский император Василий I, приславший корону и дорогие подарки. Вслед за Багратидами добились самостоятельного княжества Арцруниды, Сюникские князья и другие. Страна разделилась на ряд княжеств, преследовавших свои интересы, весь этот строй отношений приобрёл характерные черты феодализма.

Историки изображают правление Ашота I как эпоху процветания Армении. Соседние же армянские княжества продолжали истощать друг друга в постоянных войнах, которые справедливо назвать междоусобными. Во владениях Багратидов царило сравнительное спокойствие, воздвигались церкви, монастыри, больницы, в 961 г. столица была перенесена из Карса в Ани, который богател и рос. Соседи искали союза с сильными Багратидами, внутри страны развивалась торговля. Апогея своего блеска и могущества Багратидское царство достигло при Гагике I (989-1020 гг.). При нём также были основаны новые школы, больницы, завершена постройка собора в Ани, вызывающего и поныне восторг архитекторов и археологов С середины XI века армянское царство и княжества стали быстро клониться к упадку частью под влиянием междоусобных распрей, частью вследствие натиска Византии, получившей свободу действий после ослабления Халифата, частью под натиском новых завоевателей - турок-сельджуков, начавших свои походы против Армении во второй половине XI века. Армения вновь оказалась разделённой между мусульманским Востоком и христианским Западом, как когда-то между римлянами и персами. В последней четверти XI века она представляла бедственную картину. Страна была опустошена войнами и набегами, города разрушены, торговля прервалась, культуре был нанесён тяжкий удар. Некоторые армянские князья, уступившие свои владения Византии, получили взамен города и земли на далёком юго-западе империи, у Средиземного моря, в горах Киликийского Тавра. Киликия и явилась колыбелью, из которой выросло новое армянское царство - Киликийское, сохранившее традиции армянской культуры и в течение ещё трёх столетий поддерживавшее армянскую государственность.


XI-XIV века. Киликийское царство.

Процесс образования нового государства был не из лёгких - Византия ревниво следила и как могла противодействовала этому. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, его основала династия Рубенянов (Рубенидов). Это совпало с эпохой первого крестового похода (1096-1099), путь крестоносцев лежал через Киликию, армяне встретили западных христиан как единоверцев, оказывали им всяческую помощь, сами вступали в ряды крестового воинства.

Так, с самого начала завязались отношения с Западной Европой, столь характерные для всей истории Киликийского царства. Рубениды постоянно поддерживали связи с европейскими династиями, междинастические браки ввели их в круг европейских государей, заставили, правда, вмешиваться в распри родственников, но сделали имена властителей Киликии хорошо известными на Западе. Наконец, в 1198 году Левон II (Великий) был коронован на царствование. При нём Киликия достигла своего наивысшего расцвета. Столицей государства стал Сие, который стоял на притоке реки Пирам. Источники XII века сообщают, что в городе было «огромное население», «великолепные церкви», «дворец с бельведерами и садами», «архивы, святые мощи» и тому подобное.

Гаванями Киликии служили Айас и Тарс, морская торговля велась также иностранными купцами, имевшими в Киликии свои фактории и колонии. Сама природа, казалось, позаботилась о безопасности Киликии. Один из путешественников писал: «Эта страна в высшей степени защищённая, ибо с одной стороны она окружена морем, а с другой укреплена высокими и неприступными горами, через которые существует лишь небольшое число проходов, хорошо охраняемых».

Все эти преимущества не спасли, однако, Киликию от того разгрома, какому подверглась вся Передняя Азия в XIII-XIV веках от египетских мамелюков.

Киликийское царство пало в 1375 году, но существование его было далеко не бесплодным. На протяжении более трех столетий армянский народ имел возможность развивать свою культуру, науку, литературу, искусства в независимом государстве. Киликия теснейшим образом связалась с Западно-Европейским миром, став «авангардом Европы в Азии». Через Киликию, благодаря её напряжённой духовной деятельности, дошли до нас многие памятники культуры средневековой Армении, любовно и заботливо сохранённые предания родной старины. Большое число рукописей, по которым мы знакомимся теперь с древней армянской письменностью, было переписано в центре Киликии, её городах и монастырях.

Киликийское царство в истории армянского народа - яркая и своеобразная страница.
В северной части исторической Армении в XII веке забрезжил свет самостоятельной жизни. К 1122 году христианская Грузия настолько окрепла, что её царь Давид IV (Строитель) смог отбить у мусульман Тифлис, а в 1124 году - и Ани. При царице Тамаре вся Северная Армения была освобождена от иноземцев, было создано обширное княжество Закаридов, во главе которого стояли видные военачальники и государственные деятели Закарэ и Ивана Закаряны и другие представители этого знатного рода. В эту эпоху (XII-XIV века) Ани оставался центром армянской культуры на севере. Зависимость от Грузии была номинальной. Умелый ряд великолепных сооружений в Ани возник именно в этот период. Были построены новые церкви, обновлена городская стена, возведены башни, сооружён прекрасный одно-арочный мост, неподалеку от города была основана Академия. Наибольших размеров город достиг в XIII веке - в нём числилось, по словам историка, свыше ста тысяч жителей и более десяти тысяч домов.

Тяжкий удар процветанию Ани и надеждам остальных земель древней Армении нанесло монгольское нашествие, то самое, которое привело на Руси к татарскому игу. В 1236 году полчища монголов сложили город, взяли его приступом и предали ужасному разгрому, от которого он уже не смог оправиться. Но жизнь в Ани и ряде других уголков Армении тлела ещё почти сто лет, пока в XIV веке по всей Азии не прокатилась новая волна захватчиков под предводительством Тамерлана (Тимура). Армения вступила в один из самых мрачных периодов своей истории.

XV-XVIII века. Завоевание Армении Османской Турцией и Персией.

Окончательное уничтожение последних проблесков самостоятельности в Армении было совершено турками-османами и новыми персидскими завоевателями. Турки-османы, сменившие сельджуков, ведут своё начало от окраин Малой Азии, где в конце XIII века Осман-бей основал своё государство. К концу XIV века они завоевали Малую Азию и Балканский полуостров. Победы Тамерлана временно ослабили их, но вскоре они оправились и продолжили свои завоевательные походы. В 1453 году османами был взят Константинополь, прекратила своё существование Византийская империя, был погашен древний очаг христианства в Восточной Европе. Султан, не довольствуясь своими завоеваниями в Европе, устремился в Азию. Начались войны между турками-османами и персами, основавшими в 1502 году новое персидское государство. Столкновения эти принесли новые бедствия Армении и соседним с нею странам. После поражения персов в 1513 году, ещё в течение более столетия между обеими государствами - Турцией и Персией, - шли войны за раздел территории Южного Кавказа. В 1639 году они, наконец, заключили договор, по которому Западная Армения отошла к Турции, а Восточная - к Персии. Такое положение сохранялось до начала XIX века. На порабощенные народы опустился глубокий мрак дикости и невежества. Запад уже начинал дышать первыми веяниями обновляющего Возрождения, а Армения, казалось, была отброшена ко временам Аттилы и вандалов.

Связующей нитью для всего разбросанного и рассеянного армянского народа в те тёмные века была Армянская церковь и её патриархи -«Католикосы всех армян», престол которых в 1441 году был перенесён из Киликии в Эчмиадзин. Католикосы были единственными представителями народа перед лицом шахов в Персии и султанов в Турции.

Между тем, Армения, угнетаемая своими поработителями, не переставала делать отчаянные попытки облегчить и улучшить своё положение. Начиная с XVI века идёт длинный ряд обращений армян, через своих католикосов, к единоверным христианским народам с мольбами о помощи. Католикос Степанос V в конце жизни отправился в Венецию, надеясь через папу обратить внимание на бедственное положение армян. Его преемник, Микаэл Себастаци, решил отправить в Европу посольство. Сходные попытки возобновлялись в течение всего XVII века. Европейские государи иногда действительно высту-пали ходатаями за армян перед султаном или шахом. Пример тому - письмо французского короля Людовика XIV шаху Аббасу Новая ориентация возникла для армян в связи с развитием армяно-русских отношений. Эти отношения уходят корнями в глубину веков, но усилились они во второй половине XVII века, когда католикос Акоп IV Джугаеци (Джульфинский) обратился к царю Алексею Михайловичу, чтобы последний «соблаговолил оказать поддержку» армянам. В конце XVII века Акоп IV принял участие в посольстве, направлявшемся в Западную Европу с просьбой о военной помощи армянам. Посольство распалось с его кончиной на пути в Константинополь. Но один из членов этого посольства, мелик Исраэл Ори, позднее явился в Россию, лично представился Петру Великому и просил его от имени армянских меликов (князей) о помощи армянам и освобождении их от турецкого и персидского ига. «Нет у нас иной надежды, мы надеемся на Бога и твою страну», - писали они. Пётр обещал оказать помощь армянскому народу после окончания войны со шведами В XVIII веке Россия начала свои походы на Южный Закав. Летом 1722 года русские войска из Астрахани двинулись на юг, вступили в Дербент, заняли Баку и вышли к Каспийскому морю. Успех русских войск воодушевил армянский народ на освободительные движения. Полководцу Давид-Беку удалось создать в 1724 году в Кафане независимое армянское княжество, однако оно продержалось недолго. Целый ряд объективных факторов побудил Россию заключить мир с Персией. Экспансия турок-османов в Закавказье усилилась. Армянское национально-освободительное движение терпело поражение, однако история ещё раз зафиксировала мужество и веру народа, послужившие примером следующим поколениям.

Вторая половина XVIII века овеяна ветрами близкой свободы, армяне и русские создают и обсуждают планы совместной борьбы. Русские войска под началом Зубова ещё раз вступают в пределы Южного Закавка, но смерть императрицы Екатерины II переносит освобождение части армянских земель в XIX столетие. XIX-XX века Борьба армянского народа против Персии и Турции. Геноцид армян в Западной Армении.

Восстановление армянской государственности.

В 1804 году началась война России с Персией, которая длилась, с небольшими перерывами, до 1813 года. Русской армии на Востоке приходилось нелегко, и было бы ещё тяжелее, если бы не беззаветная поддержка и каждодневная помощь армянского населения. Театр военных действий охватил почти всю Восточную Армению, а также Дербентское, Бакинское и Кубинское ханства. В октябре 1812 года генерал Котляровский в решающем сражении при реке Араке умножил славу русского оружия и разбил войска наследника персидского престола Аббаса-Мирзы.

Итогом этой победы стал Гюлистанский договор 1813 года, согласно которому к России была присоединена часть исконно армянских областей. Остальные армянские области - ханства Эриванское и Нахичеванское, вместе с городом Эчмиадзином, перешли к России после второй войны с Персией в 1826-1828 годах, по Туркманчайскому договору 1828 года, который окончательно закрепил присоединение к России Восточной Армении. В пределы России тогда же переселилось более 90 тысяч человек из областей, оставшихся за Персией.

Русско-турецкая война 1828-1829 годов велась на Балканском и Кавказском фронтах. Русским оружием на Балканах было завоёвано устье Дуная, а на Кавказе - Анапа, Поти, Ахалцих и Ахалкалак. Адрианопольский договор требовал вывода русских войск с завоёван-нБ1х у турок территорий Западной Армении - Баязета, Карса и Эрзерума. Они были возвращены Турции, но около 10 тысяч семейств, которым грозила неминуемая гибель, переселились оттуда в Восточную Армению. После войны с Турцией 1878 года к России перешла Карская область с территорией города Ани.

На Восточную Армению была распространена административная система Российской империи. В марте 1828 года была образована Армянская область, включающая Эриванский, Нахичеванский уезды и Ордубадский округ. В 1849 году была создана Эриванская губерния, состоявшая из Эриванского, Нахичеванского, Александропольского, Норбаязетского и Ордубадского уездов. Остальные районы Восточной Армении вошли в Тифлисскую и Елизаветпольскую губернии. Такое административное деление, в основном, сохранялось до 1917 года.

Западная Армения, в которой во второй половине XIX столетия проживало около трёх миллионов армян, осталась под игом империи Абдул-Гамида - Маккиавели мусульманского мира. Здесь продолжали господствовать варварские формы социального устройства, армянский народ был на краю моральной и физической гибели. Жизнь людей и их имущество находились в постоянной опасности, ежедневно, их убивали, грабили, оскорбляли, разоряли. Ответом на разбой турок были вооружённые восстания армянского населения в Зейтуне (горной области в Киликии) летом 1862 года, в провинции Муш в 1863 году, в городе Ван в 1872 году.

Требования России о гарантиях для армян, живущих в Турции, включённые после войны 1878 года в условия Сан-Стефанского договора, были сведены на нет Берлинским конгрессом. Турция открыто заявляла, что армянский вопрос нужно разрешить путём уничтожения армян.

Бедственна судьба армянского народа в последнее десятилетие XIX века. Летом 1894 года турки опустошили Сасун, было вырезано более 10 тысяч человек. Осенью 1895 год резне подверглось армянское население Константинополя, Трапезунда, Эрзерума, Себастии, Вана, Баязета и других мест. Погромы совершали как регулярные турецкие войска, так и разбойничьи банды. С неслыханной жестокостью и зверством они убивали мужчин и стариков, женщин и детей, грабили имущество, сжигали дома.

Героическая оборона армян в некоторых районах (Зейтун, Ван) сберегла десятки тысяч жизней, но страшным итогом массовой резни 1894-1896 годов было 300 тысяч погибших армян.

Наступивший XX век приумножил этот ужасный мартиролог. После государственного переворота 1908 года, в Турции к власти пришла буржуазно-националистическая партия «Единение и прогресс» или, как её обычно называют, партия «младотурок». Националистическая программа этой партии превзошла своей жестокостью даже кровавую политику Абдул-Гамида, не прошло и года со времени их правления, а они уже вырезали 30 тысяч человек в киликийском городе Адана.

Начало первой мировой войны в Европе стало Началом нового геноцида армян в Турции. В конце 1914 года, со вступлением Турции в войну на стороне Германии, были уничтожены офицеры и солдаты - армяне, призванные в турецкую армию. Весной 1915 года началась массовая депортация армян в пустыни Сирии и Месопотамии, часть их была вырезана на месте, другая - погибла в пути. 24 апреля 1915 года в Константинополе были уничтожены многие представители армянской интеллигенции. Резня была продолжена в 1916 году, она происходила во всех частях Западной Армении и во всех местностях Турции, имевших армянское население. Количество жертв превысило полтора миллиона человек. Западная Армения лишилась своего коренного населения.

Поражение Турции в первой мировой войне и переход власти в руки движения, во главе которого стал Мустафа Кемаль, никак не улучшили положения армянского населения, оставшегося в живых на территории Турции. События начала 1920 года в турецкой провинции Киликия проявили истинные намерения кемалистов. Организовав восстание против французских войск, находившихся в Киликии, турки добились их вывода, на произвол судьбы было оставлено около 120 тысяч армян. Турецкие погромщики уничтожили большую часть 'населения киликийских городов - Марата, Зейтуна, Аджна, Айнтаба, осуществив свою давнюю программу - уничтожить армянское население Киликии. Немногим уцелевшим удалось перебраться в Сирию и другие страны Эра террора была для того времени беспримерной в европейской истории. По сравнению с тем, что совершили турки, меркнут и Варфоломеевская ночь, и кровавая баня Христиана II, и Казанлыкская резня болгар турками в Долине роз.

Страшным результатом турецкого геноцида армян в течение четырёх десятилетий XIX-XX веков стали свыше двух миллионов унесенных жизней.

Судьба Восточной Армении во второй половине XIX и начале XX века слилась в русле единых судеб народов Российской империи. Появились условия для развития экономической, политической и культурной жизни. Капитализм постепенно пришёл на смену патриархальных отношений. Начался ещё один этап в многовековой истории армянского народа. Транспорт, промышленность и торговля - этот вечный треугольник экономики, вбирал в себя всё больше людей, втягивая Восточную Армению в орбиты имперского и мирового товарооборота.

Железные дороги - артерии страны, были здесь, на далёкой окраине империи, особенно необходимы. После окончания строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Батуми, в 1896 году было начато строительство линии Тбилиси-Ереван, проходящей через Алаверды и Александрополь (современный Ленинакан). Официальное открытие этой дороги состоялось 5 декабря 1902 года. К началу XX века, примерно за десять лет, в Восточной Армении было построено около 350 километров железнодорожных путей, шоссе Тбилиси- Ереван, множество вспомогательных дорог.

Развитие дорожной сети открыло доступ к природным богатствам - концессию Алавердских медных рудников приобрёл французский капитал, там был построен новый завод, сооружена электростанция. Кафанские медные рудники совместно разрабатывались армянским (А. Мелик-Азарян) и греческим капиталом, за 1858-1900 годы в Кафане было произведено около 10 тысяч тонн чистой меди В конце XIX века выросла торговля хлебом, только из Ереванской губернии ежегодно вывозилось около 32 тысяч тонн зерна. Быстрыми .темпами росло производство вин, коньяков и спирта. Коньячный завод К. Африкяна, основанный в 1893 году (позднее перекупленный Л. Шустовым), дал начало производству известных на весь мир армянских коньяков.

Росли население и города, по данным переписи 1897 года в
Категория: Istoria | Добавил: Adams (12.03.2010)
Просмотров: 8240 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.1/9
Всего комментариев: 3
3 ИСТОРИЯ АРМЕНИИ  
0
В историю армян на протяжении многих веков армяно-григорианской церковью внесено столько искусственного,надуманного,столько лжи, мифы,легенды,вымысла,что даже специалистам не удается разобраться, где правда ,а где ложь. Наши заявления не имеют ничего общего с историей, фантазировать можно все, что захочется, но вопрос в том, что некоторые армянские псевдоученые превратили историческую науку в предмет для развлечений. Вся история Армении -это ложь, ложь и еще раз ложь

2 ИСТОРИЯ АРМЕНИИ  
0
"У АРМЯН МИРА СЛОЖИЛАСЬ ТРАДИЦИЯ - ВСЕ ВОРЫ И ПРЕСТУПНИКИ СТРОЯТ ЛИБО ЦЕРКОВЬ, ЛИБО УСТАНАВЛИВАЕТ ХАЧКАР" Armenia Today 02.10.2012.. http://www.1in.am/rus/armenia_asociety_23238.html

1 ПРАВДА 2012 ГОДА....  
0
" В историю армян на протяжении многих веков армяно-григорианской церковью внесено столько искусственного,надуманного,столько лжи, мифы,легенды,вымысла,что даже специалистам не удается разобраться, где правда ,а где ложь. Наши заявления не имеют ничего общего с историей, фантазировать можно все, что захочется, но вопрос в том, что некоторые армянские псевдоученые превратили историческую науку в предмет для развлечений ".Александр Кананян

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Հետաքրքիր փաստեր
Կայքի ընկերներ
  • Мировое Оружие
  • Качай Софты Бесплатно
  • Все Для Фотошопа
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Որոնել
    Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz